Данные методы не требуют специальной подготовки. Достаточно быть внимательным к детям и иметь время для занятий и игр с ними.
Развитие внимания:
— развивать слуховое внимание с помощью дидактических игр,
— часто менять формы деятельности,
— использовать на занятиях элементы игры,
— приучать проговаривать инструкцию несколько раз,
— почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное,
— учить сознательно направлять внимание в соответствии с целью,
— учить сосредотачиваться на известной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь,
— создавать средства-стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка,
— для развития внимания использовать игры с правилами и игры- драматизации.
Игры и упражнения:
— «Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет»,
— игры-головоломки,
— загадки,
— «Найди отличия»,
— «Найди два одинаковых предмета»,
— «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде,
— «Волшебное слово», Взрослый показывает упражнения. А ребенок их повторяет только в том случае . если взрослый говорит «Пожалуйста»,
— «Где что было». Ребенок запоминает предметы лежащие на столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы, а ребенок затем указывает, что изменилось,
— «Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.
— «Карлики и великаны». Ребенок должен выслушать словесную инструкцию взрослого. Не обращая внимания на его действия.
Развитие памяти:
— развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания,
— обучать культуре запоминания,
— учить вспоминать последовательность событий,
— учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы,
— учит использовать образ, как средство развития произвольной памяти,
— учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания. Использовать связи при припоминании,
— способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.
Игры и упражнения:
— «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию,
— «Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил,
— «Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их, далее – три слова, ребенок повторяет и т.д.
— «Что ты видел на каникулах» Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих на каникулах событиях,
— «Следопыт». Взрослый показывает ребенку предмет и говорит, что сейчас спрячет его в комнате; ребенок должен найти спрятанный предмет,
— «Одежда» ребенок должен вспомнить , в каком порядке он надевал предметы одежды утром,
— «Нарисуй такой же». Взрослый рисует на листе бумаги какой-либо простой предмет, затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать такой же предмет,
— «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы, ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке,
— «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, ребенок должен пересказать его,
— «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур, ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать,
«Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек, ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.
Развитие восприятия:
— учить детей различать предметы на ощупь,
— формировать умение выделять признаки в предмете,
— учить соотносить предметы по величине,
— учить способам распознающего наблюдения,
— развивать наблюдательность, учить внимательно и последовательно рассматривать предметы и явления,
— помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом,
— формировать умение составлять из частей целое,
— учить выбирать предметы и соотносить их величину по словесному описанию. Действовать в соответствии со словесной инструкцией,
— различать основные признаки разных времен года,
— учить ориентироваться в пространстве с помощью плана-схемы,
— закреплять пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом,
— формировать сенсорные эталоны формы,
— способствовать развитию умения анализировать предмет. Выделять в нем мелкие детали,
— способствовать развитию понимания связи рисунка с действительностью.
Игры и упражнения:
— «Перевертыши». Превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок,
— «Как пройти к зайке», «Путешествие по комнате», «Куда пойдешь, что найдешь». Ориентировка в пространстве по плану-схеме,
— «Звезды на небе». Соотношение схематических изображений созвездий «Орел», «Лебедь», «Рыба» с художественными,
— «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры,
— «Найди отличия». Учить находить отличия у похожих предметов,
— «Построй по росту». Построить предметы в ряд соответственно их высоте,
— «Сложи картинку». Составить из частей целую картинку,
— «О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен угадать. О каком предмете идет речь,
— «Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки,
— «Угадай предмет». Взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.
Развитие мышления:
— развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности,
— учить составлять группу из отдельных предметов,
— учить выделять предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению,
— учить понимать смысл литературного произведения, воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов,
— учить сравнивать предметы,
— учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами,
— побуждать делать самостоятельные выводы,
— учить отвечать на вопросы. Делать умозаключения,
— создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами,
— способствовать познанию свойств различных материалов. Их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т. д.),
— способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими,
— учить устанавливать причинно-следственные связи,
— развивать мышление , используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения,
— учить выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи,
— способствовать переходу к решению задач в уме.
Игры и упражнения:
— «Разложи картинки». Учить усматривать последовательность событий,
— «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу,
— «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению,
— «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет,
— «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: «тяжелый – легкий», «сильный – слабый», и др.
— «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы,
— загадки.
________________________________________________________________________________________________________
Перейти на начало страницы
Перейти на главную