Рекомендации родителям по развитию интеллекта у детей

Данные методы не требуют специальной подготовки. Достаточно быть внимательным к детям и иметь время для занятий и игр с ними.

       Развитие внимания:

         — развивать слуховое внимание  с помощью дидактических игр,

         — часто менять формы деятельности,

         — использовать на занятиях элементы игры,

         — приучать проговаривать инструкцию несколько раз,

         — почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное,

         — учить сознательно направлять внимание в соответствии с целью,

         — учить сосредотачиваться на известной деятельности, концентрировать      свое внимание на ней, не отвлекаясь,

         — создавать средства-стимулы, которые будут организовывать внимание     ребенка,

         — для развития внимания использовать игры с правилами и игры- драматизации.

         Игры и упражнения:

         — «Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает  ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет»,

         — игры-головоломки,

         — загадки,

         — «Найди отличия»,

         — «Найди два одинаковых предмета»,

         — «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде,

         — «Волшебное слово», Взрослый показывает упражнения. А ребенок их повторяет только в том случае . если взрослый говорит «Пожалуйста»,

— «Где что было». Ребенок запоминает предметы лежащие на столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы, а ребенок затем указывает, что изменилось,

         — «Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.

         — «Карлики и великаны». Ребенок должен  выслушать словесную инструкцию взрослого. Не обращая внимания на его действия.

         Развитие памяти:

         — развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания,

         — обучать культуре запоминания,

         — учить вспоминать последовательность событий,

— учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы,

         — учит использовать образ, как средство развития произвольной памяти,

         — учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания. Использовать связи при припоминании,

         — способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.

         Игры и упражнения:

         — «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию,

         — «Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил,

         — «Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их, далее – три слова, ребенок повторяет и т.д.

         — «Что ты видел на каникулах» Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих на каникулах событиях,

         — «Следопыт». Взрослый показывает ребенку предмет  и говорит, что сейчас спрячет его в комнате; ребенок должен найти спрятанный предмет,

         — «Одежда» ребенок должен вспомнить , в каком порядке он надевал предметы одежды утром,

         — «Нарисуй такой же». Взрослый рисует на листе бумаги какой-либо простой предмет, затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать такой же предмет,

         — «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы, ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке,

         — «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, ребенок должен пересказать его,

         — «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур, ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать,

          «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек, ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.

         Развитие восприятия:

         — учить детей различать предметы на ощупь,

         — формировать умение выделять признаки в предмете,

         — учить соотносить предметы по величине,

         — учить способам распознающего наблюдения,

         — развивать наблюдательность, учить внимательно и последовательно рассматривать предметы и явления,

         — помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом,

— формировать умение составлять из частей целое,

         — учить выбирать предметы и соотносить их величину по словесному описанию. Действовать в соответствии со словесной инструкцией,

         — различать основные признаки разных времен года,

         — учить ориентироваться в пространстве с помощью плана-схемы,

          — закреплять пространственные представления: слева, справа, вверху,  внизу, перед, за, между, рядом,

         —  формировать сенсорные эталоны формы,

         — способствовать развитию умения анализировать предмет. Выделять в нем мелкие детали,

— способствовать развитию понимания связи рисунка с действительностью.

         Игры и упражнения:

         — «Перевертыши». Превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок,

         — «Как пройти к зайке», «Путешествие по комнате», «Куда пойдешь, что найдешь». Ориентировка в пространстве по плану-схеме,

         — «Звезды на небе». Соотношение схематических изображений созвездий «Орел», «Лебедь», «Рыба» с художественными,          

         — «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры,

         — «Найди отличия». Учить находить отличия у похожих предметов,

         — «Построй по росту». Построить предметы в ряд соответственно их высоте,

         — «Сложи картинку». Составить из частей целую картинку,

         — «О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен угадать. О каком предмете идет речь,

         — «Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки,

         — «Угадай предмет». Взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.   

         Развитие мышления:

         — развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности,

         — учить составлять группу из отдельных предметов,

         — учить выделять предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению,

         — учить понимать смысл литературного произведения, воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов,

         — учить сравнивать предметы,      

         — учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами,

         — побуждать делать самостоятельные выводы,

— учить отвечать на вопросы. Делать умозаключения,

         — создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами,

— способствовать познанию свойств различных материалов. Их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т. д.),

         — способствовать  осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими,

         — учить устанавливать причинно-следственные связи,

         — развивать мышление , используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения,

         — учить выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи,

         — способствовать переходу к решению задач в уме.

         Игры и упражнения:

         — «Разложи картинки». Учить усматривать последовательность событий,

         — «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу,

         — «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению,

         — «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет,

         — «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: «тяжелый – легкий», «сильный – слабый», и др.

         — «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы,

         — загадки.

________________________________________________________________________________________________________

Перейти на начало страницы

Перейти на главную

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели