Психологические особенности школьников.
Многие дети, вступая в подростковый возраст, поразительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных они превращаются в «ершистых», неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ранит и обжигает родителей. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах его возникновения. К 13-ти годам у ребенка немало проблем переходного возраста. Постепенно нарастает неуверенность в себе. Появляются тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки склонны «застревать» в положении «обиженного», «непонятого», искать выходы из трудных ситуаций способами, нередко чрезвычайно опасными для здоровья, их угнетает зависимость от взрослых. Порой возникают агрессивные, непредсказуемые реакции защиты своего «я» даже тогда, когда и угрозы-то никакой нет. Теснейшая эмоциональная подчиненность родителям вступает в противоречие с жаждой признания среди сверстников, что тоже становится причиной невротических расстройств. Возникает желание изменить свое состояние, приняв «что-либо» для быстрого улучшения настроения. Все эти опасные моменты нельзя оставлять без внимания.
Формирование взаимоотношений родителей с детьми.
Что нужно делать взрослым, чтобы избежать конфликтов при общении с подростком? Конечно, терпеть хамство собственного ребенка очень трудно. Так и хочется дать грубияну достойный отпор и поставить его на место. Но будет ли от этого прок? Ведь мы взрослые прекрасно знаем: всякое обострение отношений лишь подольет масла в огонь. Будьте мудрее, не провоцируйте своего ребенка на грубость. Воспользуйтесь следующими правилами поведения.
|
Пути преодоления подросткового кризиса. Каждому человеку нужно чтобы его любили, понимали, признавали, гордились им, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех в делах, учебе и на работе, чтобы он мог реализовать себя, развивать свои способности, совершенствоваться, уважать себя. Основа самооценки ребенка закладывается в зависимости от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его недостаткам и промахам, он вырастет с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно «воспитывают», критикуют и муштруют, самооценка его в дальнейшем оказывается низкой, ущербной.
Главный закон здесь таков: в детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких. Образ ребенка строится как бы извне, рано или поздно он начинает представлять себя таким, каким видят его другие. Каждым обращением к подростку – словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием – мы сообщаем ему не только о себе, о своем состоянии, но и часто именно о нем.
От повторяющихся знаков приветствия, любви и принятия у подростка складываются ощущения «со мной все в порядке», «я хороший», а от сигналов осуждения, неудовольствия, критики – «со мной что-то не так», «я плохой». Наказание , а тем более самонаказание только усугубляет его чувства неблагополучия и несчастливости. В результате подросток в конце концов может прийти к выводу: «Плохой? Ну и пусть! И буду плохим!» это вызов, за которым, скрывается горечь отчаяния. Чтобы не допускать глубокого разлада у ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его положительную самооценку, чувство самоценности. Это можно сделать, следуя определенным принципам.
|
И в заключение напомним мудрое напутствие известного американского педиатра Бенджамина Спока: «Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет. Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете».